Сегодняшняя политика «красно-белых» полностью отвечает духу клуба. Нужно просто вглядеться в неё повнимательнее.
«Спартак» хорошо умеет создавать футбольные новости даже в нефутбольные летние дни. Это может быть уловка, как в случае с новым номером Квинси Промеса. Может быть скандал, как интрига вокруг Суперкубка России или выбор Гильермо Абаскаля в качестве главного тренера.
Важно, что клуб управляется точно так же, как в прошлом и позапрошлом десятилетиях. И все эти решения в точности соответствуют исконному духу «Спартака».
Почему футбол выше цирка как развлекательный жанр?
Однажды это было высказано прямо: «Спартак» — предприятие шоу-бизнеса. Клуб должен занимать умы и вызывать эмоции. У любителей футбола в ходу резкое словцо «шапито», которым они часто обозначают тот развлекательный жанр, в котором работает красно-белый клуб. Шапито, то есть — бродячий цирк. Это должно звучать обидно для футбольного клуба. А почему? С каких пор футбол стал казаться развлечением более утонченным, чем простонародный и демократичный цирк с клоунами и фокусниками? Шапито колесит по городам, и футбольный клуб точно так же разъезжает с гастролями. В цирке смеются зрители, но для цирковых артистов их дело — самое серьезное в жизни.
Кому нужны тихие футбольные организации, производящие только картинку бега по полю с ударами по мячу? Если бы речь шла об организации по имени, к примеру, «Реал», чисто футбольный «контент» которой может и в теории, и на практике содержать завоевание самого главного трофея в мире, — тогда да. Можно было бы обойтись чистым футболом и без скандалов (но и у них не получается).
Российский футбольный клуб, особенно сейчас, жестко ограничен в возможностях чисто спортивного роста. Единственное доступное пространство для роста у него — околофутбольное. Для команды, занявшей место в нижней части таблицы, «Спартак» в измерении соцсетей выглядит топ-клубом.
Лентяй, Подкаблучник, Начальник и другие маски спартаковской сцены
Параллельно со «Спартаком» в последние недели еще два столичных клуба выбирали себе новых тренеров. Но разве процессы, которые благополучно завершились приглашением Йокановича и Федотова в «Динамо» и ЦСКА соответственно, могли идти в сравнение с резонансом вокруг Ваноли и Абаскаля? Там — работа отдела кадров: резюме, переговоры, подписание. Здесь же — не устройство на работу, а целые выборы. Или общенациональная лотерея, в которой пока непонятно, кто именно сорвал джекпот: тренер-незнакомец, «Спартак» или его недоброжелатели?

Только «Спартак» сделал из своего выбора шоу с долгим выступлением спортивного директора Каттани. И в ней появились и уже начали жить и действовать в публичном сознании новые герои: тренер, который хотел махать в Москве клюшкой для гольфа, и тренер, которого в Москву не отпустила жена. И нам уже даже не нужны их собственные имена! Это ведь маски, вечные образы: Лентяй и Подкаблучник. Это всем понятно, это вызывает живой отклик. Сцена «шапито» не остается пустой, поэтому и не отпускает нашего внимания.
А вот и следующий ход, который авторы представления незаметно для вас совершают в вашем сознании: если Лентяй и Подкаблучник не приехали в «Спартак», потому что кому же они тут нужны, они не подходят для такой работы, то кто же в «Спартак» приехал? А приехал — не лентяй и не подкаблучник!
Абаскаль еще ни слова не произнес в новом качестве и ни разу не появлялся в России, но он уже хороший. Уже вызывает симпатию и положительными чертами характера «от противного», и своим молодым веснушчатым лицом. Абаскалем недовольны только те, для кого тренер — это непременно Значительное Лицо. Начальник. Потому что они либо сами были такими, либо карьеру провели при таких типажах, либо до сих пор убеждены, что только с Начальником футбольный клуб может чего-то существенного добиться.
В «Спартаке» тренеру по-прежнему отведено 10 процентов

Тут можно привести пару встречных соображений. Во-первых, почему же 20-кратный чемпион своей страны «Базель», который в будущем году отметит 130-летие, может позволить себе нанять вот такого рыжего вундеркинда, а всего лишь 100-летний (по официальной, но не единственной версии) «Спартак» считает, что ему такой тренер не по чину? Пафос, который мешает это принять, похоже, просто ложный.
А, во-вторых, мы стали забывать скандальную сентенцию о 10-процентном вкладе тренера в командное дело. Много она наделала шуму в свое время, но вот эта легкость, с какой в последнее время «Спартак» меняет своих тренеров, заставляет подозревать, что в глубинном смысле первое лицо клуба от своего мнения так и не отступил. Просто больше не говорит этого вслух, чтобы не провоцировать новые волны гнева.
И следование логике шоу-бизнеса, и ограниченная роль тренера — старые, фундаментальные принципы. Киты управленческой стратегии в «Спартаке». Их понимание и память о них дают ключ к восприятию всех околоспартаковских событий.
«Спартак», который живет, как Спартак
Но есть и еще более глубокий фундамент всего красно-белого сооружения. В буквальном смысле слова — скрижаль, осязаемый закон, на котором основан «Спартак». Его можно представить себе в виде книги — той самой, написанной Джованьоли, которая по легенде лежала на столе перед изобретателями спартаковского имени. «Спартак» — это восставший герой. Бунтующий раб.
Точнее, гладиатор. А ведь это просто — циркач древнего мира. Служивший для развлечения толпы. С тем только отличием от цирковых работников более позднего времени, что работал он без страховки и часто завершал карьеру увечьями и смертью. Спартак прекрасно отдавал себе отчет в том, что он был частью античного шоу-бизнеса. Он жил, чтобы вызывать эмоции: страх, восхищение, ненависть. Над ним хохотали, в него плевали, им восторгались.
Но однажды Спартак взбунтовался и перестал развлекать публику. Решил уйти за пределы арены. Для того «суперкубка», в котором он участвовал, потребовался более вместительный «стадион». Мы называем это сценой истории. То есть гладиатор, который бойкотирует выступление перед определенными трибунами, возможно, и перестает быть для кого-то профессиональным гладиатором. Но он становится Спартаком. Или «Спартаком». Всё по книге. Всё в строгом соответствии с биографией прообраза. Поэтому изучаем первоосновы и сохраняем спокойствие.